Копия самолёта Як 3

Собираем самолеты.

Модератор: SAA63

Виталя75
Участник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2018 6:00 am
Репутация: 26

Копия самолёта Як 3

Сообщение Виталя75 » Пт июл 27, 2018 11:58 am

Як-3 — советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1. Конструкторам была поставлена задача увеличить живучесть, боевые характеристики и огневую мощь. Для этого им нужно было снизить вес и увеличить мощность и скорость.
Як-3 прошёл боевое крещение в июне 1944 года. Этот истребитель был любим пилотами, он с лёгкостью противостоял таким самолётам Люфтваффе, как Messerschmitt BF109 F/G и Focke Wulf FW190. Истребитель был максимально облегчён (в том числе за счет замены части деревянных элементов на металлические, а также значительного уменьшения запаса горючего) и стал одним из самых лёгких истребителей Второй мировой войны (Вес пустого Як-3 составлял 2105 кг, взлетный — 2650 кг), дальность полёта составляла 885 км, максимальная скорость около 650 км/ч. На большинство Як-3 устанавливали одну 20-мм пушку ШВАК и два 12,7-мм пулемёта Березина. На Як-3 летали многие советские асы, а также пилоты французской эскадрильи «Нормандия-Неман».
| Показать
Изображение
Модель была изготовлена из потолочной плитки, бальзы и фанеры. Но в 2014 году, 9 мая на слёте, она трагически погибла. Причина крушения так и не была выяснена. Модель получилась очень удачной, летучей, хорошо управляемой и послушной. Конечно, было жалко, но такая у нас, у авиамоделистов учесть.
Прошло, какое то время, и я собрался духом попробовать себя в строительстве модели Як 3 из бальзы, сосновых реек и фанеры. Со временем закупил материалы, и приступил к работе. Много на форуме, где я освещал строительство данной модели, было советов и критики, но всё это было полезно, так как я с данными материалами работал впервые.
В наличии были очень хорошие чертежи, купленные с подпиской о нераспространении. Так что, уважаемые коллеги, чертежи эти не распространяются. Модель полностью строилась вручную, так сказать ручная работа. Из инструментов были ЧПУ-станок, 64 года выпуска, надфили, дремель и наждачная бумага.
Вот мой ЧПУ станок )))) | Показать
Изображение
Ну и в свободное время, распечатав чертежи, и обтянув их скотчем, потихоньку, не спеша, начал я пилить, строгать, клеить.
Вроде получается. По-маленьку стало затягивать. Ну и пошло, поехало.
Строительство началось с фюзеляжа. Теперь будут фото, и небольшие комментарии.
| Показать
Изображение

Изображение
Две готовые боковины фюзеляжа. На боковинах использовались две сосновые рейки 6*6, растяжки изготовлены из бальзы.
Все детали собирались на ровной поверхности, стол, потом лежит стекло, к нему приклеена подложка, толщиной 6 мм. На своём ЧПУ выпилил шпангоуты, и приступил к сборке.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Бумага со шпангоутов была снята с помощью влажной тряпочки.
Затем была изготовлена моторама из финской пятислойной фанеры толщиной 3мм.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
После приклейки всех стрингеров приступил к изготовлению хвостового оперения, РН и РВ.
Стабилизатор обшит 1,5 бальзой. Рули высоты и Руль направления будут обтянуты капроном на Эмалите.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение
Законцовки изготовлены из листов бальзы, обработанные наждачной бумагой по форме.
После всего этого, приступил к обшивке фюзеляжа 1,5 бальзой, средней плотности.
| Показать

Изображение
Затем были вклеены киль и стабилизатор. И до конца зашит фюзеляж.
Все вклеивалось по лазерному уровню, так как ошибка можгла стоить качеством полёта и управления.
| Показать
Изображение

Изображение
Изготовлены ниши под пулемёты | Показать
Изображение
Потихоньку, не спеша. Изготовил кабанчик на РН | Показать
Изображение
Установил сервомашинки на РН и РВ | Показать
Изображение
Обтянул РН и РВ капроновой тканью на эмалите, разбавленном ацетоном.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение
За неделю напилил нервюры и все детали, Приступил к сборке.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Изготовил посадочные щитки из финской пятислойной фанеры, толщиной 2 мм. Изготовил площадки под крепление ретрактов и серво машинок. Сервомашинки крепятся на площадки, которые прикручиваются на четыре самореза. Сделано так, что бы можно было обслуживать механизм.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
После всех проверок переделал элероны, навешав их на простые полиэтиленовые навесы.
Обшил верх крыла.
Ну, и не сдержался, примерил крыло | Показать
Изображение

Изображение
Проложив все удлинители, зашил низ крыла, изготовил законцовки. Так же изготовил из 2мм. фанеры щитки шасси и воздухозаборник масляного радиатора.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение
Установив всю электронику, собрал до кучи модель.
| Показать
Изображение

Изображение
Изготовил Зализы и зашпаклевал модель. Шпаклевал финишной шпаклёвкой для стен, на водной основе.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Доделал все мелочи, и покрыл модель жидким эмалитом, затем Ларитом и два слоя микалентной бумагой.
| Показать
Изображение

Изображение
Имитация расшивки. Нарезанная тонко изолента наклеена на фюзеляж. После чего загрунтовал Модель.
| Показать

Изображение

Изображение

Изображение
Затем изготовил глушители из тонкой алюминиевой трубки.
| Показать
Изображение

Изображение
Первое оживление модели Як 3.
| Показать
Изображение
Изготовил фонарь, из ПЭТ. Пришлось делать из трёх кусков, не мог подогнать по месту.
| Показать
Изображение

Изображение
Ну и наступило время первого полёта Як3. Решил вначале облетать, а потом наводить красоту.
Ветер 2 метра, но чуть облачно. Было страшно, не скрою. Но самое главное, модель стоит дома, правда с погнутым шасси. При второй попытке, налетел видать на норку. ((( Обидно, но есть и плюс. Крепление ретрактов выдержало. Первыми попытками были пробежки. При разгоне, подымает хвостовое, разгон ровный. Да, надо держать при разгоне РН в право. Посадка, с закрылками это просто сказка. Я не ожидал, что с ними так легко, При первом полёте, взлетал без закрылков, риск, не спорю. Пробовал закрылки во время полёта, что бы понять как модель будет себя вести. Второй полёт, вроде все удачно, взлёт, надо привыкать. Посадка аварийная, в траву. По видео всё увидите. Ну и немного фото на Ваше обозрение, с комментариями.
| Показать
Изображение

Изображение
Фото и видео второго полёта.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Последствие попадания в ямку | Показать
Изображение
Конечно всё было починено. И приступил к нанесению заклёпок. Заклёпки наносились с помощью паяльника и латунной трубки от антенны, примотанной к жалу.
| Показать
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну а после этого приступил к покраске. Краски использовал фирмы "ODIS" акрил.
| Показать
Изображение

Изображение
Изготовил копийный кок | Показать
Изображение

Изображение

Кок сделал из стекловолокна. Технология всем известная. Болван из пеноплекса. Поверх воздушный шарик, поверх шарика наложил стекловолокно, в пять слоев на эпоксидном клее. Поверх стекла еще раз натянул шарик. После все обработал и загрунтовал.
А еще сделал антенну | Показать
Изображение

Изображение

Выравнил зазор между коком и фюзом. На предыдущих фотографиях видно, что зазор корявый. С низу маленький, а сверху большой. После всех промеров, выяснил, что, первый шпангоут был вклеен криво. Короче косячник.
Вот так выглядит сейчас | Показать
Изображение
Новый кок, в цвет не попал | Показать
Изображение
Бортовой номер | Показать
Изображение

Изображение
Ну вот, как то так. Статья получилась большая. если будут вопросы, буду рад ответить. По чертежам, они не распространяются. На строительство данной модели ушло два года.
Полёт радиоуправляемой модели Як-3
21 июля ездили на международный фестиваль авиамоделистов "Крылья сибири", который проходил в Алтайском крае, с. Ребриха.
| Показать
Изображение

Изображение
Кто не летает, тот не падает.

Аватара пользователя
SAA63
Модератор
Сообщения: 1381
Зарегистрирован: Вс апр 01, 2018 9:07 pm
Репутация: 410

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение SAA63 » Вс июл 29, 2018 8:25 pm

Наконец-то прочитал внимательно всю статью с рассматриванием фото и просмотром видео...
Да! Впечатляет! И копия знаменитого ЯК-3, и мастерство с терпением автора, и его отчёт!
Браво!!! 👏
У меня такой вопрос: что это за химия такая Эмалит и Ларит? И микалентная бумага - это тоже, что за материал?
И ещё: какая ВМГ используется в этой модели?
Лётчик дружелюбен и снисходителен к чужим ошибкам. Однако на втором заходе друзей не бывает.

Виталя75
Участник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2018 6:00 am
Репутация: 26

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение Виталя75 » Вс июл 29, 2018 10:12 pm

Ларит - это эпоксидный клей. Эмалит - это наподобие нитролака. Микалентная бумага, я даже не могу подсказать где она используется, вроде как в трансформаторах.
ВМГ: Мотор DT4123/12 Пилотажевский, регуль Plush 100А, Акки 3300 6s 35C Зиппо компакт. Винт 14*8. Полетный весс 3860.
Кто не летает, тот не падает.

Аватара пользователя
SAA63
Модератор
Сообщения: 1381
Зарегистрирован: Вс апр 01, 2018 9:07 pm
Репутация: 410

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение SAA63 » Вс июл 29, 2018 10:26 pm

Спасибо!
А вот, и сам нашёл ответы на свои вопросы:
Эмалит или аэролак.
Ларит - эпоксидный клей.
Про микалентную бумагу здесь. Причём, если погуглить больше становится понятно, что микалентная бумага и конденсаторная бумага - это не одно и тоже, и используются эти материалы в разных технических областях))
Лётчик дружелюбен и снисходителен к чужим ошибкам. Однако на втором заходе друзей не бывает.

Аватара пользователя
SAA63
Модератор
Сообщения: 1381
Зарегистрирован: Вс апр 01, 2018 9:07 pm
Репутация: 410

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение SAA63 » Вс июл 29, 2018 11:07 pm

12 глушителей по 2 грамма каждый из алюминиевой трубки - это приближение к копийности? ...смещение ЦТ? или ... для моделей такого масштаба 24 грамма не критично?
Лётчик дружелюбен и снисходителен к чужим ошибкам. Однако на втором заходе друзей не бывает.

Виталя75
Участник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2018 6:00 am
Репутация: 26

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение Виталя75 » Пн июл 30, 2018 3:36 pm

SAA63 писал(а):
Вс июл 29, 2018 11:07 pm
12 глушителей по 2 грамма каждый из алюминиевой трубки - это приближение к копийности? ...смещение ЦТ? или ... для моделей такого масштаба 24 грамма не критично?
Для любой модели лишний вес критичен. Но, или свинец в нос пихать, или выйти из положения так, как я сделал. 😊 Вы правильно подметили, для смещения ЦТ. Даже с тяжелым мотором, чуть не попадал в центровку.
Кто не летает, тот не падает.

Аватара пользователя
Виталий
Старожил
Сообщения: 147
Зарегистрирован: Вс апр 01, 2018 11:28 pm
Репутация: 230

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение Виталий » Чт авг 02, 2018 1:42 pm

Очень и очень крутая модель!!! Спасибо за статью, читал и рассматривал фото с большим интересом!!) Как у нас говорил преподаватель по живописи - "Пять с похвалой"!))

Виталя75
Участник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2018 6:00 am
Репутация: 26

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение Виталя75 » Сб авг 04, 2018 10:32 am

Спасибо тезка.
Правда на последних полетах отказала одна стойка шасси. Пришлось садить экстренно. Ну, чутка приложил его. Надо было на второй круг идти, а я его отпустил далеко, потерял скорость, ну и свалил. Модель получила небольшое повреждение. Но уже все починено.
Изображение

Пробило винтом капот.
Изображение

Изображение

Немного треснула обшивка, но это все поправимо.

Вот видео с отказом шасси.

А тут фото с починенной моделью.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Подкрашивать буду, когда на работу выйду. Там камера у меня есть. Дома ванять красками, как то не комильфо.

Ну, а так, летаем.
)))
Кто не летает, тот не падает.

Аватара пользователя
SAA63
Модератор
Сообщения: 1381
Зарегистрирован: Вс апр 01, 2018 9:07 pm
Репутация: 410

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение SAA63 » Сб авг 04, 2018 2:33 pm

Виталя75 писал(а):
Сб авг 04, 2018 10:32 am
...Пришлось садить экстренно.
Это я для поддержки разговора)):
Наверное, с отказавшим шасси посадку правильнее называть аварийной, так как Большой энциклопедический словарь гласит:
ЭКСТРЕННЫЙ (от лат. extra - вне - кроме, сверх), спешный, неотложный, внеочередной.
А вообще всё класс! Здоровья самолёту и новых безаварийных полётов!
Лётчик дружелюбен и снисходителен к чужим ошибкам. Однако на втором заходе друзей не бывает.

Виталя75
Участник
Сообщения: 25
Зарегистрирован: Пн апр 02, 2018 6:00 am
Репутация: 26

Re: Копия самолёта Як 3

Сообщение Виталя75 » Сб авг 04, 2018 3:28 pm

Вы правы. Значит была аварийная посадка. ;) Хотя в авиации, аварийная она же и экстренная.
Кто не летает, тот не падает.

Ответить

Вернуться в «Авиамоделизм»