Технология: органза на аквалаке

Пишите вопросы от самых простых и банальных. Все начинали с самых азов и мы не исключение.

Модератор:Виктор Бобров

Ветер
Старожил
Сообщения:257
Зарегистрирован:Ср апр 18, 2018 10:48 am
Репутация:86
Технология: органза на аквалаке

Сообщение Ветер » Чт янв 16, 2020 11:58 am

Строю модель, основной материал подложка под ламинат. Обтяжка скотчем приелась, хочется попробовать чего-то нового, поэтому выбрал технологию покрытия органза на аквалаке. Много кто пишет, есть ролик у Alnado, где Алексей на камеру органзит, но есть вопросы. Поэтому предлагаю разобрать технологию и все аспекты.

Технология:
0) модель покрывается органзой в направлении от хвоста к носу сверху вниз
1) покрыть модель аквалаком
2) вышкурить нулевкой с водой
3) покрыть органзой на аквалаке
4) вышкурить нулевкой с водой
5) финальный слой аквалака
6) вышкурить нулевкой с водой

Вопросы:
1) какой смысл промежуточного вышкуривания? нужно ли оно? каким зерном?
2) модель планируется не разборной, как быть в таком случае:
-отдельно детали покрыть органзой, потом полностью собрать(если этот способ, то чем потом склеить разные части и нужно ли
для усиления на место склеивания ставить заплатку из органзы)
-вначале модель полностью собрать, а потом покрыть органзой
3) покрывать ли отклоняемые плоскости органзой с торцов (например торец элерона около фюзюляжа)
4) как быть с петлями на серпянке, рулевые плоскости уже навешены и прорезаны(в видео на канале рули уже навешены, данный вопрос не освещен)
5) какой минимальный перехлест должен быть у кусков органзы.
Ништяков много не бывает.

Аватара пользователя
Виктор Бобров
Модератор
Сообщения:890
Зарегистрирован:Сб дек 08, 2018 8:01 pm
Репутация:367

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Виктор Бобров » Чт янв 16, 2020 3:19 pm

Тема, конечно, очень интересна!
НО!!!
"Подложечно-скотчевая" технология постройки моделей предусматривает относительно мягкую обшивку. Скотч в ней несёт функцию как усиливающую, так и защитную для мягкой основы обшивки. К тому же, как уже неоднократно озвучивал, Алексей - высокая ремонтнопригодность!
Если Вас в чём-то не устраивает данная технология, то есть смысл применить старую, проверенную временем, классическую лонжеронно-нервюрную с обшивкой лавсановой плёнкой с микалентной бумагой, либо обшивкой бальзовым шпоном с органзой на аквалаке.
Смешивать же технологии в данной ситуации, мне кажется, не очень хорошая идея. Симбиоз мягкой обшивки с твёрдой и хрупкой коркой из органзы в случае "травмы" модели приведёт к сминанию подложки и растрескиванию корки с последующими проблемами при ремонте...
Алексей с Альбертом об этом так же говорили.
Так, что если наскучила относительно детская технология - переходите на более профессиональную, но только не частично, а полностью.
Вот её и есть смысл обсудить!
P.S. Это моё, сугубо частное мнение ;)

Ветер
Старожил
Сообщения:257
Зарегистрирован:Ср апр 18, 2018 10:48 am
Репутация:86

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Ветер » Чт янв 16, 2020 4:05 pm

Виктор Бобров писал(а):
Чт янв 16, 2020 3:19 pm
Тема, конечно, очень интересна!
НО!!!
Спасибо, Виктор! Учту Ваше мнение. Но в вашем ответе не нашел ни одного ответа на мои вопросы.
Ништяков много не бывает.

Аватара пользователя
Виктор Бобров
Модератор
Сообщения:890
Зарегистрирован:Сб дек 08, 2018 8:01 pm
Репутация:367

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Виктор Бобров » Чт янв 16, 2020 5:29 pm

На вопросы специально не отвечал, чтобы не превращать свой пост в поучительно-назидательную и скучную лекцию. :lol:
Полагаю, что у нас на форуме достаточно более "продвинутых" моделистов. У меня богатый опыт, но, увы, основанный на технологиях 20-го века. Да и "варился" я в основном "в собственном соку": сельская школьная моделка, книжки и личные поиски и ошибки...
Если не побрезгуете, могу поделиться своими соображениями:
1. Промежуточное вышкуривание, цель:
- снятие излишнего слоя лака;
- удаление микронеровностей с целью более плотного прилегания ткани;
- придание поверхности равномерной шероховатости для более надёжного прилипания ткани.
Результат - лёгкое равномерное, надёжное покрытие!
2. В оклейке модели по частям лично я не вижу смысла, если только это не продиктовано требованиями сборки.
3. Оклейка торцов рулевых поверхностей - я бы оклеил (правда на навешенных рулях это не совсем удобно).
4. Перехлёсты предназначены для надёжности склейки и зависят от скрупулёзности соблюдения технологии (см. п.1) и аккуратности выполнения работ. При качественной работе, думаю, достаточно и 1 см, при небрежной - и 5 сантиметров отслоятся!

ИСКРЕННЕ ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!

Ветер
Старожил
Сообщения:257
Зарегистрирован:Ср апр 18, 2018 10:48 am
Репутация:86

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Ветер » Пн янв 20, 2020 4:54 pm

Еще кто-нибудь что-то знает про эту технологию?
Ништяков много не бывает.

Аватара пользователя
Kotello
Старожил
Сообщения:378
Зарегистрирован:Пн апр 02, 2018 6:27 pm
Репутация:406

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Kotello » Ср янв 22, 2020 7:41 am

Всех приветствую!

Попробую описать свою технологию оклейки моделей органзой на аквалаке.
Почему собственно органза?
При качественной оклейке органзой модель обладает достоинствами :
1. Прочность, органза это ткань, не боится надрывов как скотч, лавсан или модельная плёнка (по сути это всё лавсан :)).
2. Отлично окрашивается акриловыми красками, как кистью так и распылителем.
3. Хорошая ремонтопригодность, можно вырезать мятые, рваные куски пенопласта и заменять их новыми с последующей наклейкой заплатки из органзы.
4. Переносит без последствий топливо, как калильное так и бензин, так что тарахтелки и пена вполне совместимы, проверено ;)
5. В отличии от стеклоткани, органза эластична, поэтому крашеустойчивость модели очень хорошая, модель как бы "пружинит" при мелких падениях или грубых посадках.

Теперь собственно технология.
Этап №1. Подготовка поверхности.
Поверхность для оклейки обязательно зашкурить, глянец не допустим!. На глянцевой части подложки (потолочки) органза не держится.
Покрыть поверхность одним слоем лака и высушить.
Наждачной бумагой №800 - 1000 прошкурить, уберётся бахрома пенопластовая, поверхность станет ровной и уже обретёт некоторую прочность.
Этот этап очень важен, т. к. поры на поверхности пенопласта закроются и лак с тканью будут высыхать впоследствии значительно быстрее.
Так же ткань не будет цепляться за бахрому, легче её разглаживать по поверхности.
Ещё важная правка!
Стыки должны быть зашпаклёваны! Не стоит надеяться что ткань перекроет стык, перекрыть то перекроет, но краска в последствии проявит стык во всей красе.

Этап №2. Оклейка (самый важный, сложный и ответственный).
В первую очередь необходимо определить участок оклейки и отрезать для него ткань с запасом около 4 -5 см.
Не стоит стремиться оклеивать крупную деталь одним куском, особенно если поверхность имеет двойную кривизну. Органза это не стеклоткань, она плохо тянется и плохо облегает сложные поверхности. Какими кусками оклеивать можно узнать только из личного опыта ;) .
Если необходимо оклеить не всю деталь одним куском, а только участок, желательно этот участок предварительно "оконтурить" широким малярным скотчем, это необходимо для формирования впоследствии красивых, ровных швов или нахлёстов ( не знаю как правильнее).
Далее отрезанный лоскут ткани обязательно проглаживается утюгом как можно лучше, желательно чтоб совсем не было морщин и заломов. После этого ткань накладывается на участок поверхности и прямо сверху, мягкой кистью наносится лак.
Кажется просто? А вот нет!
Через несколько минут обязательно начнут появляться пузыри, вот тут спасёт только фен, я использую фен паяльной станции на 120 градусов, можно использовать строительный, но на минимум мощности и с достаточного расстояния.
На этом этапе отлучаться нельзя, надо постоянно разглаживать пузыри пальцами легонько, и одновременно подсушивать феном.
Пузыри - это зло, они конечно при высыхании лака натягиваются, уходят, но при окраске впоследствии проявляются, получается этакий леопард :D . Что сильно портит настроение.
Вся процедура займет около 15 минут до достаточного схватываия лака.
Если оклеивался участок ограждённый малярным скотчем, после достаточного высыхания лака - скотч приподнимается с краёв и отрезается ткань острым ножом по линии скотча, это не сложно. Получается ровная граница для последующего нахлёста.

Этап №3. Загибы.
Загибы выполняются по подобию скотчевой технологии.
Но даже на прямых участках рекомендую нарезать лепестки, где прямой участок - лепестки шире, где изгиб - соответственно более узкие.
Для приклейки загибов я использую клей TYTAN Hydro Fix, он на водной основе, прозрачный после высыхания, хорошо липнет сразу, загибы не отворачиваются сами по себе.

Этап №4. Финишная отделка.
После полной оклейки модели или её части (крыло, фюзеляж) наносится ещё слой лака, можно пожирнее и полностью высушивается.
Далее вышкуривается наждачкой №800 -1000 (мне больше 800 понравилось, меньше забивается).
Затем опять слой лака и наждачка.
Чем больше слоёв - тем меньше видна структура ткани, но больше вес.
Меньше 3х слоёв (с учетом слоя приклейки) не рекомендую.

Дальше окраска - но это совсем другая история....

После окраски акрилом - ещё слой лака для блеска.
Пример -
IMG_8983.JPG
IMG_8983.JPG (207.13КБ)841 просмотр
Кто дочитал - молодец :D
Последний раз редактировалось Kotello Ср янв 22, 2020 10:41 am, всего редактировалось 1 раз.

yorkibot
Новичок
Сообщения:7
Зарегистрирован:Пт авг 30, 2019 1:21 pm
Репутация:6

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение yorkibot » Ср янв 22, 2020 9:38 am

Спасибо за очень подробно описание технологии, но несколько вопросов осталось открытыми:
1. Оклейку отклоняемых поверхностей делать на моделе или когда они еще не установлены, если такая возможность есть?
2. Нахлесты и последующие слои. Как лучше клеить, возможно как кирпичики, т.е. слои смещены друг относительно друга.
3. В случае с серпянкой все более или менее понятно там сполшной слой по всей длине, если петли то заводить органзу между деталями
4. Лак можно использовать любой на водной основе?
5. Для укрепления модели в целом внутренние пенопластовые детали ведь тоже можно оклеивать органзой в один слой или сколько?
Не каждое серое вещество можно назвать мозгом

Аватара пользователя
Kotello
Старожил
Сообщения:378
Зарегистрирован:Пн апр 02, 2018 6:27 pm
Репутация:406

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Kotello » Ср янв 22, 2020 9:55 am

yorkibot писал(а):
Ср янв 22, 2020 9:38 am
1. Оклейку отклоняемых поверхностей делать на моделе или когда они еще не установлены, если такая возможность есть?
Удобнее конечно оклеивать отдельно.
yorkibot писал(а):
Ср янв 22, 2020 9:38 am
2. Нахлесты и последующие слои. Как лучше клеить, возможно как кирпичики, т.е. слои смещены друг относительно друга.
Слой ткани всего ОДИН!!! Следующие слои - это только лак.
yorkibot писал(а):
Ср янв 22, 2020 9:38 am
3. В случае с серпянкой все более или менее понятно там сполшной слой по всей длине, если петли то заводить органзу между деталями
Да, лучше конечно заводить меж деталями, но как практика показала можно в плохо доступных местах оставить пенопласт без ткани, но пожирнее намазать лаком.
yorkibot писал(а):
Ср янв 22, 2020 9:38 am
4. Лак можно использовать любой на водной основе?
Использовать желательно лак на водной основе для мебели и подоконников быстросохнущий, он даёт корку твёрдую, но и не трескается.
yorkibot писал(а):
Ср янв 22, 2020 9:38 am
5. Для укрепления модели в целом внутренние пенопластовые детали ведь тоже можно оклеивать органзой в один слой или сколько?
Я оклеиваю внутренние детали модели в один слой с 2х сторон на титане, разгоняя его пластиковой картой.
Сначала оклеиваю заготовку, затем уже режу деталь. Такие детали можно склеивать даже циакрин гелем с активатором ;)

Ветер
Старожил
Сообщения:257
Зарегистрирован:Ср апр 18, 2018 10:48 am
Репутация:86

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Ветер » Ср янв 22, 2020 10:15 am

Kotello писал(а):
Ср янв 22, 2020 9:55 am
yorkibot писал(а):
Ср янв 22, 2020 9:38 am
1. Оклейку отклоняемых поверхностей делать на моделе или когда они еще не установлены, если такая возможность есть?
Удобнее конечно оклеивать отдельно.
на какой клей вклеивать обтянутые детали?
Ништяков много не бывает.

Аватара пользователя
Kotello
Старожил
Сообщения:378
Зарегистрирован:Пн апр 02, 2018 6:27 pm
Репутация:406

Re: Технология: органза на аквалаке

Сообщение Kotello » Ср янв 22, 2020 10:25 am

Лучше всего - эпоксидная смола.
Можно титан или тот же гидрофикс.
Для вклейки петель и кабанчиков - только смола.

Ответить

Вернуться в «Для новичков»